30 октября в России отмечается День памяти жертв политических репрессий. В Санкт-Петербургском обществе глухих этот день имеет особое значение: 1937 году 54 человека из Ленинградского отдела ВОГ проходили по «Делу глухонемых».
Из материалов архивно-следственного дела УНКВД ЛО за № П-18209 следует, что решением Особой тройки УНКВД ЛО от 19 декабря 1937 г. за участие в антисоветской фашистской террористической организации, якобы созданной агентом гестапо Альбертом Блюмом среди глухонемых г. Ленинграда, были осуждены к расстрелу 34 человека (из них 10 женщин) и заключены в ИТЛ на 10 лет — 19 человек. Один человек — Д. П. Хорин — был расстрелян в январе следующего года, по решению Особой тройки от 31 декабря 1937 г. Самому младшему из всех было 22 года, самому старшему — 64 года.
Более подробно о том, как было сфабриковано «дело ленинградских глухонемых можно прочитать, перейдя по ссылке Памяти жертв террора (spbvog.ru)
Вести из Сертолово
В субботу 28 октября в преддверии Дня памяти жертв политических репрессий инвалиды по слуху из Сертолово посетили Левашовское мемориальное кладбище и почтили память, безвинно ушедшим в 1937 году, глухонемым Ленинградского отдела ВОГ.
Это кладбище известно также под названием Левашовская пустошь. Это место использовалось как место тайного массового захоронения жертв сталинских репрессий, в основном в 1937-38 годы. На Левашовском мемориальном кладбище в память о репрессированных глухонемых 29 октября 2008 года на средства СПб РО ОООИ ВОГ был установлен кенотаф (авторы Борис Новоселов и Владимир Сычев)
Накануне, перед посещением мемориального комплекса в Левашово, 27 октября в Сертоловском клубе глухих прошла встреча с пожилыми людьми – ветеранами труда.
За чашечкой чая они рассказывали членам клуба глухих о своем военном и послевоенном детстве, а сертоловчане в свою очередь рассказали о «Деле ленинградских глухонемых».
День памяти… Печальный, скорбный день,
Когда на целый мир ложится тень
Былых времён, жестоких и кровавых,
Под знаками позора, но не славы.
День памяти – погибших, павших, жертв,
Что муки, неповинно претерпев,
Сложили головы во рвах, и не отпеты,
И души их – в раю витают где-то
Ну, а тела – исчезли навсегда,
Без права переписки, без следа,
Туда, где только память их достанет,
И будет совесть биться неустанно.
(Александр Андреевский)